пало за советскую власть и всячески помогало ее укреплению.
6. Население Ореховки очень разнообразное: часть села — это христиане, часть — старообрядцы, часть — единоверцы. Этот уклад сохранился и поныне.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
1. Это такое вот поселение людями: на этом месте село большого характера; ему дали имя по природному явлению там рост плодородному дереву орех. Так и назвали: Ореховка.
2. Утро бывает утренейши в Ореховке, в таком селе, в такой местности...
Село наше сидело в глубокой балке, с восточной и западной стороны его окружали большие горы. Разница между этими горами была небольшая: с востока была расположена синяя гора, а с запада гора красного камня. Возле гор, да по-над равниной их южных сторон, и в самом селе, протекала небольшая речка, которая добавлялась с ручьев других балок.
Речка хотя была и небольшая, но мукомольных хозяев со своими ставами содержала много воды.
Особенным пристрастием для всей молодежи нашего села являлась Луганская Колдыбаня, выбитая водой, и в жаркое летнее время ребятишки по целым дням просиживали в ней. Место около этой Колдыбани было красивое, стояли высокие тополя с развитыми грачиными гнездами, где каждую весну можно было слышать тысячи голосов крику: это грачи дрались друг с другом за гнезда.
3. В то время из нашего села шла шлиховая дорога на Петропавловку и проходила как раз через горы, и чтобы выехать — нужно иметь силы. А бедному со своей худобой и не суйся никуда. И бедный, забитый горем, нес на себе все тяжести.
Место, где расположена была наша деревня, не особенно красивое; но по сравнению с другими неплохое. На этом просторе три большие улицы простирались. Одна, самая одна из всех, такая огромная гора — она таких мужиков посадила на этом месте. Эти вот мужики они были поселены при турецком шафете, где они свою веру имели — старообрядцы, единоверцы и безпоповцы — куда им приходилось идти, Мию-